Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

В области раннего развития наиболее известны и востребованы методики, разработанные иностранными авторами: Гленном Доманом, Марией Монтессори, Масару Ибука и др. О них мы уже рассказывали в статье Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет. Однако и российские педагоги создали множество интересных программ по обучению самых маленьких детей. Кубики Зайцева, физическое развитие по методу семьи Никитиных, музыкальные разминки Железновых знакомы, хотя бы по названию, многим родителям. Об этих и других российских методиках мы поговорим в сегодняшней статье.

 

Методика раннего развития Зайцева

Николай Зайцев – педагог, филолог, автор методики обучения чтению по складам. О кубиках Зайцева слышали, наверно, все мамы. Кроме того, автор разработал также собственные программы по изучению русского, английского, французского, украинского, белорусского и других языков, пособия по счету и письму.

Основные принципы методики:

  1. Основой для обучения чтению считается не буква или слог, а склад. Склад – это сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), одна гласная, составляющая слог (я-ма), согласный звук в закрытом слоге (до-м), согласный звук с мягким или твердым знаком (да-ть). Зайцев считал обучение чтению по складам более органичным и естественным, чем по традиционному способу.
  2. В учебный комплект входят кубики со складами и таблицы-тренажеры, помогающие закрепить навык чтения.
  3. Занятия проводятся в движении, в игровой форме, дети в процессе обучения много поют.

 

Методика раннего развития Никитиных

Борис и Лена Никитины – увлеченные педагоги и родители семерых детей, создавшие собственную новаторскую методику (особенно с учетом консервативных взглядов советского времени). Целью Никитиных было воспитать своих детей самостоятельными, способными отстоять свои взгляды, творческими и физически крепкими.

Основные принципы методики:

  1. Борис Никитин провозгласил принцип НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Согласно мнению Никитиных, каждый ребенок при рождении обладает максимальным интеллектуальным и физическим потенциалом. Задачей родителей является организация такой среды, в которой заложенные способности проявятся в полной мере, а не будут постепенно угасать.
  2. Дети должны воспринимать спортивные снаряды, находящиеся дома, как норму, как часть повседневной жизни. Нельзя кутать детей, как можно больше времени они должны проводить в легкой одежде, ходить босиком.
  3. Дети свободны в занятиях, принуждение недопустимо.
  4. Родителям нужно избегать крайностей – «сверхорганизованности» детских занятий и «заброшенности» ребенка. Важно проявлять интерес к делам малыша, радоваться его успехам.
  5. Взрослые играют с детьми в интеллектуальные игры: «Уникуб», «Сложи узор» (с кубиками Никитина), «Точечки», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Таблица Пифагора», «Термометр», «Узелки», «Дроби» и др.

 

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович – инженер-физик, разработавший ряд развивающих пособий и игр. Он придумывал их для собственных детей, пытаясь найти альтернативу скудному ассортименту постсоветских игрушек. Развивающие игры Воскобовича предназначены для детей от 2 до 10 лет, их особенностью является многофункциональность и универсальность.

Основные принципы методики:

  1. Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.
  2. Многие игры сопровождаются методическими пособиями со специально разработанными сказками, где задания и вопросы переплетаются с интересным сюжетом, увлекающим ребенка.
  3. Самые популярные игры Воскобовича – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик "Брызг-брызг"», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Каждая из игр оказывает комплексное развивающее действие: ребенок знакомится с цветами, формами, счетом, цифрами, буквами, проявляет творческие и сенсорные способности, учится мыслить и тренирует мелкую моторику.

 

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская – доктор медицинских наук, разработавшая свою интересную развивающую методику для малышей. Она называется «Художники в памперсах», или методика грудничкового рисования. Согласно ей, уже с полугода стоит заниматься с малышом совместной творческой деятельностью.

Основные принципы методики:

  1. С полугода до года дети рисуют пальчиками и ладошками, после года постепенно обучаются пользоваться кисточкой.
  2. Начинать стоит с оранжевых и желтых цветов. Красные и темные оттенки лучше отложить на потом.
  3. Первые занятия лучше проводить с утра, а длиться они должны не более 2-3 минут.
  4. В течение недели можно устраивать не более двух занятий живописью, в другие дни лучше заняться лепкой или рисованием восковыми мелками.
  5. Рисование должно быть в радость и ребенку, и взрослому. Именно тогда оно принесет желаемый эффект.

 

Методика Китаева и Трунова

Леонид Китаев и Михаил Трунов – авторы современной методики физического развития малышей. Упражнения, выполняемые с ребенком, помогают укрепить его здоровье и психику, сделать сильным, способствуют тесному эмоциональному контакту с взрослым.

Основные принципы методики:

  1. Базой методики Китаева и Трунова является динамическая гимнастика. Несмотря на противоречивость взглядов на нее, авторы считают свою методику продолжением древних традиций, ведь младенцев и раньше подбрасывали, кружили за ручки и ножки, учили плавать. Несомненно, важно учитывать отсутствие противопоказаний. Начинать гимнастику необходимо с нежных прикосновений и установления контакта с малышом. Сложность упражнений нарастает постепенно.
  2. С грудничками проводят водные упражнения. Они снимают стресс, поскольку ребенку привычна водная среда; закаляют ребенка и делают его сильнее; учат задерживать дыхание в воде и нырять. Водные упражнения желательно осваивать с поддержкой опытного инструктора.
  3. Специальная гимнастика с позами, напоминающими йоговские асаны, получила название «Бэби-йога». Упражнения Бэби-йоги эффективны для расслабления мышц малыша, коррекции мышечного тонуса и лечения родовых травм. Однако проводиться занятия Бэби-йогой должны только специалистом.

 

Методика Чаплыгина

Евгений Чаплыгин, педагог и отец троих детей, разработал собственные уникальные пособия для обучения чтению и счету – кубики и домино Чаплыгина. Они подходят детям от 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. В отличие от кубиков Зайцева, Чаплыгин сделал упор на игровую составляющую обучения чтению. Ребенку интересно крутить в руках так называемые динамические кубики (это два кубика, соединенных вместе специальной платформой), и он самостоятельно собирает склады и слова. Автор целенаправленно не дополнял буквы картинками, не акцентировал внимание на глухих и звонких, твердых и мягких звуках, поскольку считал, что лишняя информация только запутывает ребенка.
  2. На плашках математического домино изображены черные и красные точки, от 0 до 20 на одной плашке, причем их расположение ни разу не повторяется, а также знаки математических операций. С помощью домино ребенок знакомится с счетом, понятиями «больше-меньше», учится складывать и вычитать.

 

Методика раннего развития Железновых

Авторами методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» являются отец и дочь Железновы – Сергей и Екатерина. Оба они являются педагогами-музыкантами. Железновы выпустили большое количество аудио- и видеодисков с веселыми песенками и красивыми мелодиями, помогающими развивать музыкальные способности детей с самого их рождения.

Основные принципы методики:

  1. Учебный материал подается в игровой форме, что превращает музыкальные уроки в веселую игру.
  2. Родители должны участвовать в процессе обучения.
  3. Жесты и движения делают музыку более понятной для детей, поэтому танец и подвижные игры являются основой музыкальных занятий с детьми старше года.
  4. Музыка должна быть классической или качественной танцевальной, и при этом обязательно должна нравиться ребенку.

 

Методика Тюленева

Павел Тюленев – педагог, социолог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработавший «Метод интеллектуального развития ребенка», или МИРР. Автор, как и другие специалисты в области раннего развития, считает важным создать вокруг ребенка благоприятную для его развития развивающую среду. Соблюдение принципов МИРР, по мнению Тюленева, способно ускорить обучение детей в 5,10 и даже 20 раз. Обучение четко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками развития.

Основные принципы методики:

  1. Необходимо соблюдать строгие правила создания максимально полезной для развития ребенка среды: выбора игрушек, книг и пособий.
  2. Младенческий возраст слишком важен, чтобы тратить его «впустую», поэтому важно использовать каждую минуту с пользой.
  3. Окружающие ребенка предметы должны быть безопасными. Младенца нужно отучить пробовать всё на вкус.
  4. Главное – это интеллектуальное развитие ребенка. Всё, что отвлекает его, должно быть устранено (реклама и передачи, вызывающие эмоциональную реакцию, музыка – как минимум, до обеда).
  5. Ребенка должны окружать «опорные образы», разработанные в системе МИРР: геометрические фигуры, изображения животных, цветов, символов и т.д. Разглядывая и запоминая их в раннем возрасте, в будущем он встретит их, «как старых знакомых».

 

Как видите, российские специалисты предлагают массу интересных и разносторонних методик раннего развития, каждая из которых находит своих последователей. Заниматься по конкретной программе, выбрать из некоторых отдельные элементы или же вовсе отказаться от идеи раннего развития – решать вам, родителям.

Желаем вашим детям радостного детства и гармоничного развития!

 

Специально для lovingmamx.online

 

Читайте также:

Раннее развитие - польза или вред?

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Тактильные карточки

Сенсорные коробки для детей своими руками

Доска с замочками, или "пульт управления" для ребенка своими руками

Польза пазлов для детей. Виды пазлов. Как выбирать пазлы для ребенка?

Книги для детей 1 года

Масса для лепки

 

Возможно, вам будет интересно:

Знаковый день для сайта Любящая мама :)

Сегодня с утра посмотрела статистику посещаемости ЛивИнтернет и увидела это чудо)))) 955 место в рейтинге "Дом и семья". Кто не знает, подумает - ну и...

Как выбрать и правильно носить мембранную одежду детям?

Как одевать ребенка – один из главных вопросов, волнующих мам, поскольку от правильного подбора одежды зависит как комфорт малыша, так и его здоровье....

Дети от 1 до 3 лет, Дошкольники от 3 до 7 лет, Школьники от 7 до 12 лет

Наш адвент-календарь

Начался декабрь, а значит, пришла пора доставать адвент-кален...

Разница в возрасте у детей 6 лет. Первый год, мои впечатления

Нашей младшенькой скоро исполнится год (а старшей 7), и мне захотелось написать о том, как он прошел с точки зрения разницы в возрасте между девочками....

Окончательная и бесповоротная победа над буквой Р

Наконец-то это случилось! Не могу сказать, что я дико переживала, но все-таки ждала. Буквально за пару дней Алина начала четко и уверенно выгов...