Развитие вашего малыша во время беременности, от момента слияния мужской и женской половых клеток до появления ребенка на свет – маленькое, но настояще...
Научить ребенка читать в домашних условиях: наш опыт
Общаясь с другими родителями, заметила, что сейчас мало кто учит детей читать дома. В основном надеются на садики, кружки, воскресные школы… Оно и понятно – у современных мам и пап не хватает времени на обучение. Кто-то просто не верит в свои силы или отчаивается после первых неудач. Обучение ребенка этому базовому учебному навыку и правда не столь простая задача, как хотелось бы. И всё же мне самой хотелось научить дочку читать. Меня учила читать бабушка, и я помню свои чувства по этому поводу. Было нелегко, часто было лень заниматься, хотелось убежать играть. Но! Я испытывала к бабушке огромную благодарность, гордость за своё новое, такое важное умение и стремление прочитать много-много книг и стать, как бабушка, умной-преумной :) Мне очень хотелось, чтобы дочка испытала те же чувства, чтобы чтение стало для неё не каким-то механическим действом, которому ребенок должен научиться в соответствии с возрастом, а любимым и приятным занятием.
Алине сейчас 7 лет и 7 месяцев, она первоклассница, официально учится на семейном обучении второй месяц. На днях проверила ее скорость чтения: 64 слова в минуту. Посмотрела нормы по ФГОС: для 1 полугодия 1 класса хорошим уровнем считается чтения более 20 слов в минуту, для 2го – более 40 слов. Таким образом, уровень чтения Алины можно назвать вполне себе неплохим для ее возраста. Но главное, на мой взгляд, другое – она реально любит читать, это один из любимых её видов досуга. Расскажу немного о том, как мы к этому пришли.
Когда мы начали занятия чтением
Знаю, что раннее обучение чтению в настоящее время очень популярно. Я не считаю его нужным, поэтому не занималась с Алиной ни по каким карточкам и не учила ее буквам до 4 лет. В 4 года купила веера с буквами (согласными и гласными), и примерно за неделю Алина все их запомнила. Всё, на этом я успокоилась до поры до времени. Ждала интереса. Он пришёл после 5 лет, но довольно вялый. Алина начала обращать внимание на вывески, складывать буквы в слова, понемногу писать. Я видела, что учить её читать рано, ей это пока не надо.
В Алинины 6 лет я заметила, что она меняется на глазах. Конечно, постепенно, но явно стала прослеживаться не только игровая, но и учебная мотивация. У всех детей она по-разному развивается, но в целом 6-7 лет – это как раз такой переломный возраст, когда ребенок становится готов впитывать информацию, подчиняться правилам, выполнять задания по инструкции.
Букварь
Встал вопрос о букваре, по которому я буду учить Алину читать. Самый популярный, букварь Жуковой, мне не понравился. Возможно, он методически правильный, но иллюстрации совсем не в моем вкусе. В общем, как-то не сложилось. Дома уже была книжечка для обучения чтению Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребёнка читать» (по сути, тоже букварь), купленная из-за хороших отзывов, но она у нас тоже не прижилась. Чёрно-белые картинки, похоже, вызвали ощущение скуки.
Мой выбор пал на книгу Шамиля Ахмадуллина под названием «Букварь. Обучение чтению с нуля. От 5 до 7 лет». В ней всё, как я люблю. Чётко, пошагово, логично. Иллюстрации – цветные, преимущественно фотографии. По этому букварю мы занимались около месяца, по прошествии его Алина уже худо-бедно читала.
Кстати, ещё такой момент: Алина не читала по слогам. Она нанизывала слова, как бусы. «Машина» читала так: «м-а-ма; м-а-ш-маш; м-а-ш-и-маши; м-а-ш-и-н-машин; м-а-ш-и-н-а-машина». И так каждое слово. Очень долго, очень тяжело и для неё, и для меня. Но упрямо не хотела осваивать слоговое чтение. Читала так, как считала нужным. Знакомая мне рассказала, что её сын читал так же, по буквам, а не по слогам. Она отчаялась его научить и отдала в кружок. Там маму ОТРУГАЛИ! За то, что не научила ребёнка читать, как читают «все нормальные дети» – по слогам. Мальчика в кружке переучили. Но сейчас он особо читать не любит.
Примерно в то же время я узнала, что слоговое чтение – не единственный способ научиться читать. Программа Русской классической школы предусматривает переход от самых коротких слов к всё более сложным. То есть ребёнок вообще не читает по слогам, а переходит от слов из одной буквы (к, я, в) к словам из 2 (мы, ты), 3 (сон, ком, мяч) и так далее букв. И он не проходит скучный этап чтения бессмысленных слогов, а сразу читает настоящие слова и радуется пониманию их смысла.
Я не специалист по обучению чтению, но сам факт, что дети после «неслогового» обучения в итоге точно так же читают, как и после привычного «слогового», заставил задуматься. Потом я услышала от одной мамы на площадке жалобы на то, как трудно её дочка переходила от слогового чтения к нормальному, слитному чтению слов. И подумала, что не буду мешать Алине читать так, как ей комфортно. Тем более что и так чтение шло у нас со скрипом. Конечно, ведь осваивать новые навыки всем тяжело.
После букваря
После букваря Алина читала, но медленно и неохотно. Чтобы стимулировать интерес к чтению, я стала искать книги, которые бы ей было приятно читать. Главными критериями стали яркие иллюстрации, крупные буквы и отсутствие разбивки на слоги. Остановилась в итоге на серии «Читаем сами» издательства «Эксмодетство». Поскольку чтение на тот момент оставалось маленьким подвигом, занимались по правилу: сначала Алина читает мне, потом я читаю ей (другую книгу). После прочтения книги прогресс был заметен, но энтузиазма ещё не было. Я решила применить последнее средство :))
Уже давно на полочке ждала своего часа книга-тренинг Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное». Автор, как и я, считает, что быстрое чтение – навык, необходимый успешному человеку. Алина отнеслась к книге скептически, но потом увидела предлагаемые задания и оттаяла. Лабиринты, рисование правой и левой рукой, шпионский тест, ну и немного чтения, куда без него. Всё по чёткой схеме, сколько минут какое задание делать и в какой последовательности. Перед тренингом и после него предлагается определить скорость чтения и уровень понимания прочитанного. Не знаю, у кого как, но у нас тренинг сработал. Скорость выросла незначительно, но улучшилось понимание текста, а самое главное – появилось удовольствие от чтения. Мне показалось, что 30-40 слов в минуту – скоростной рубеж между дискомфортным и комфортным для ребенка чтением. После тренинга Алина начала сама брать книги и читать. С практикой сама собой выросла и скорость чтения. Сейчас Алина читает толстые книги с большим удовольствием.
Мои выводы по обучению чтения в домашних условиях такие:
- Дети очень разные, кому-то чтение даётся проще, кому-то тяжелее. Но в любом случае терпение необходимо.
- Можно научить читать и совсем маленького ребёнка, но будет ли он понимать то, что прочитал? Важно прийти именно к пониманию текста и удовольствию от чтения.
- Способы обучения отличаются, но результат, в общем-то, один, поэтому стоит найти способ, подходящий конкретному ребёнку.
- На начальном этапе стоит покупать книги для самостоятельного чтения по выбору маленького читателя, с учётом его интересов и запросов. Крупный шрифт, привлекательные иллюстрации очень важны.
- Скорочтение – сила :) Прокачка навыка чтения полезна и взрослым, ну а детям она существенно облегчает жизнь на начальных этапах взаимодействия с книгами.
я - автор lovingmamx.online
Возможно, вам будет интересно:
Мифы, связанные с ГВ
Меня бесконечно радует, что современные мамы становятся всё осознаннее в важных вопросах, связанных с воспитанием и уходом за детьми. Читают книги, обр...
Такие разные мамы
Некоторые мои посты не нравятся другим мамам. Честно, жаль, что кто-то видит в них осуждение других или эгоизм... Мне кажется, я вообще довольно добрая...
Когда ребенок начинает переворачиваться?
В 3 месяца малыши уже хорошо держат голову, лежа на животике, и именно такое положение обычно становится их любимым, ведь разглядывать так мир вокруг о...
Натуральные маски для волос в домашних условиях
Подарить своим волосам питание, необходимое для их красоты и блеска, совсем не сложно - достаточно сделать домашнюю маску для волос. Если вы еще сомнев...